Бонтаро

Статьи

Главная » Статьи » Таро и сказка

Сказочное Таро, часть 1 Старшие арканы-1

Нулевой аркан. БРОДЯГА (ИВАН-ДУРАК). Образ Шута — русский Иванушка-дурачок, совершающий непредсказуемые поступки, которые нередко ставят его на грань гибели, но и приводят к неожиданной удаче. 

Сюжетную динамику аркана также раскрывает сценарий сказок, где главный герой отправляется, а чаще посылается на поиски неведомого: "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что". Такая цель пути символизирует непредсказуемость и свободу поиска, на которой ставит акцент традиционная карта Таро. Сказочная карта может изображать, например, необитаемый дикий остров, куда попадает стрелец Федот (царь послал Федота на скитания, чтобы тем временем соблазнить его жену) — и явства на скатерти-самобранке, которые подает скитальцу невидимый гостеприимный хозяин (астрологически, Уран), исполняя все его мысленные пожелания. Скатерть-самобранка или чудесная торба, где прячутся сказочные помощники,— самые частые находки скитальца: хотя могут быть и другие (в китайской сказке герой находит веник, ударом которого можно омолодить человека). Суть в том, что хотя герой обретает и вправду непонятно что: чудо — это освобождает его от тягот жизни (как Федота — от гнета царя). 

Интересна русская трактовка этого сюжета, где герой располагает к себе невидимого хозяина острова дружеским альтруизмом, приглашая разделить трапезу. Это удивляет того, кто, подобно господу Богу, привык лишь исполнять желания других и сам ни в чем не нуждался!— потому этот непонятно кто и решает составить герою компанию, отправившись вместе с ним в обратный путь. Такие, нетривиальные, повороты мысли отличают планету Уран, символизирующую все неожиданное и необъяснимое, с чем мы явным образом сталкиваемся в жизни и что дарует нам свободу от прежних стандартов поведения и общественных предписаний. 

Поскольку уранический архетип отражает характер России, то здесь нам "и карты в руки": сюжет обретения непонятно чего — очень русская тема, как и образ Ивана-дурака: главного героя большинства русских сказок. Хотя образ простака есть и в западных сказках, он не несет на себе столь положительного акцента (и там царем чаще становится принц, чем дурачок,— а вот у нас скорее наоборот). 

I-й аркан. МАСТЕР — "Приключения Буратино". Ключик Буратино, открывающий двери в волшебный театр,— аналог волшебной палочки и жезла Мага на традиционной карте Таро. И в сюжете сказки, подобно Магу, манипулирующему предметами на традиционной карте Таро, Карло своим мастерством превращает неотесанный чурбан в куклу — существо, подобное человеку. Созданное умом и руками человека оживает — и помогает ему достичь заветной цели: с помощью Буратино Карло обретает новый кукольный театр. Трудясь над поленом, мастер вроде бы не ставит себе задачи создания целого театра: но и в первом творческом акте подспудно содержится конечная цель творчества. Мы может не осознавать ее и даже забыть о ней — а потом, когда жизнь помогает довершить то, к чему мы сделали первый шаг, это кажется магией. 

Жизнь учит контролировать весь процесс творчества, сознательно управлять им — в этом смысл образа Мага. Это карта обучения и развития интеллекта-Меркурия — главного инструмента в достижении целей. Архетипически неслучаен образ, что Карло посылает Буратино учиться в школу. Но, как и наш интеллект, Буратино совершает множество ошибок, вместо учебы в школе жизни предпочитая её театральную игру. Его водят за нос обманщики лиса и кот: это можно сопоставить с тем, что и в мифологии началом интеллекта выступает природная хитрость интелекта — и в сказках для самых маленьких ум обычно проявляет обманщица-лиса; также герой попадается на удочку легкого приобретения денег (предприимчивости ума). Но в конце концов Буратино перестает покупаться на внешние обстоятельства и, справляясь с ними, находит то, что искал: ключик к стране своей мечты (которую вложил в него его создатель). Герой сдергивает покров иллюзий (ума): очаг, нарисованный на холсте, и находит настоящую дверцу к тому миру, где выдумка становится реальностью. 

Черты I-го аркана также имеет сказка "Алиса в Зазеркалье", где ярко описано оперирование с иной (как сегодня говорят, виртуальной) реальностью нашего интеллекта. Чтобы чувствовать себя непринужденно в мире Зазеркалья, Алиса должна понять свою отделенность от него: независимость своей воли от ограничений, традицией накладываемых на сознание. Ей надо найти себя вопреки абсурду ума. Тогда, подобно магу, она оказывается способна оперировать виртуальной реальностью сознания: уменьшать и увеличивать ее размеры, находить искомое, входить в нее и покидать ее по своему желанию. Эта сравнительно новая сказка приобрела сегодня популярность, поскольку управление умом — насущная задача каждого современного человека. 

II-й аркан. ВОЛШЕБНИЦА — "Царевна-лягушка" (есть аналогичная западная сказка — "Принцесса-мышка"). Иван-царевич получает в жены лягушку: вроде бы уступающую человеческим супругам своих братьев. Но причастностью к магическому миру природы, куда люди потеряли доступ, Царевна-лягушка превосходит их и возвышает его перед людьми.— Подобно Жрице традиционной колоды, волшебница выступает в сказках проводницей воли естества: которая поначалу выглядит как требование природы (Иван-царевич должен жениться). Но потом герой понимает, что за ней стоит нечто большее: природа жизни таит в себе все мыслимые и немыслимые человеческие чудеса. 

По психоаналитической трактовке, невеста в сказках — аналог души (эмоционально-психической сферы Луны), которая постепенно раскрывает свои внутренние качества. Как душа не сразу обнаруживает свое совершенство, лягушка, поймавшая на болоте стрелу Ивана, не сразу предстает царевной. Сначала она печет пирог, ткет ковер и демонстрирует свои способности, исподволь готовя ситуацию для своего окончательного преображения. Душа невидимо готовится к внешнему самораскрытию, как гусеница заворачивается в кокон, прежде чем стать бабочкой. Форсирование событий (Иваном-царевичем, сжигающим лягушачью кожу прежде срока) нарушает ее планы, отправляя ее в тридевятое царство подсознательных сфер (Кощея Бессмертного). Но такой сюжет подключает к естественному преобразовательному процессу волю и разум человека: и для сознания этот процесс предстает как борьба с Кощеем (сатурнианским архетипом консерватизма прошлого, не дающего хода свободному потоку жизни Луны). 

Поток жизни изменяет мир естественно и плавно, так же плавно изменяется душа человека. Разум же опережает возможности природы и потому борется с ней. Отвоеванное разумом закрепляется в природе: лягушка остается царевной. Но естественный ход вещей — основополагающий для всякого процесса — в этом суть II-го аркана. 

III-й аркан. ЦАРИЦА — мы находим этот образ, например, в "Сказке о царе Салтане", где она обещает родить богатыря. Это ассоцируется с тем, что и на традиционной карте царица любви готовится родить. И во многом эта сказка о перипетиях рождения будущего, лучшего мира: цветущего нового града с чудесами его культуры, который и рисует образ этой карты. Возникшим из небытия городом правит царица и ее сын — в то время как прежний мир остается старому царю: до тех пор, пока он не рискнет познакомиться с новым. Но для этого он должен поверить своему чувству, а не только разноречивой информации (купцов и родственников). 

Образ повелительницы сотворения воплощает и Царевна-лебедь, исполняющая все прихоти своего спасителя — и тем делающая вновь устроенное царство все более прекрасным и привлекательным для обитателей старого мира. Так чувство (архетип Венры), привнося в жизнь шедевры культурного созидания, постепенно изменяет мир. 

IV-й аркан. ЦАРЬ (ИВАН-ЦАРЕВИЧ) — "Иван-царевич и серый волк", "Иван-царевич и Змей Горыныч" и т.п. Карте Императора наиболее соответствует сказочный образ молодого царя, самого сильного и достойного среди претендентов на корону. Чтобы по праву стать царем, герой (Иван-царевич) должен победить враждебные силы, найти или вернуть украденную ими невесту. Этот героический сюжет — один из самых частых сказочных сюжетов многих народов — символизирует развитие силы человека и его воли к победе. На языке психоанализа Юнга, Иван-царевич ищет свою аниму: и речь идёт о том, чтобы понять себя и проявить истинную волю своего "я". Мы далеко не всегда знаем, что на самом деле движет нашими поступками. Силу на действие человеку несут его иделы, нередко бессознательные. Понимание высшей грани наших стремлений дает возможность лучше подключиться к внутреннему источнику сил, занять активную позицию в жизни и в борьбе преодолеть преграды, которые мешают самореализации. 

Астрологически это задача знака Овна. В мифо-религиозном смысле это борьба добра и зла. Она несомненно кончиться победой... нет не добра, это было бы упрощением: ведь понятие добра меняется с течением времени. Эта борьба кончится победой правды, раскрывающей истину ситуации. И даже если в данный момент нет возможности воплотить в жизнь свою правду, борьба за идеал никогда не напрасна: человек обретает истину, которая делает его более стойким и сильным в духовном отношении. Ведь истинная сила — это сила духа, и труднейшая победа — над собой. 

V-й аркан. МУДРЕЦ (БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ). Карта Иерофанта (священника) традиционной колоды непосредственно проецируется на образ мудреца. В западных сказках мудрый старец часто помогает юноше-искателю советом или дает выпить жидкости, дарующей силу. К.Г. Юнг выделяет этот образ в отдельный архетип и приводит ряд сказок подобного типа (например, сказку о том, как мальчик-сирота потерял корову, пошел, куда глаза глядят, и встретил мудрого старика, который и помог ему найти свою дорогу в жизни) [2]. Мудрец-советчик, подобный чародею-Мерлину из эпоса о короле Артуре, нередко появляется в компьютерных играх, построенных на основе сюжетов кельтских сказаний. Такой же образ имеет волшебник-Финн из сказки Пушкина "Руслан и Людмила". Он знает будущее и ожидает героя, чтобы ободрить его и направить его путь, дать ему надежную опору — которую символизирует знак Тельца. 

Но в русских детских сказках мудрый старец, обладающий тайным знанием и играющий для героя роль священника, встречается редко: он обычно принимает ненавязчивый облик типа старичка-лесовичка — но это слишком природный персонаж для такой карты (V-й аркан рисует образ проводника высшей воли, но, в отличие от II-го, не в природном, а в человеческом аспекте). А сказки про священников в стародавние времена были непопулярны (видно, из-за пиетета к самой профессии). 

Единение духовной и материальной сторон жизни, которое символизирует эта карта, можно обозначить через сказочный образ русского былинного персонажа Ильи Муромца: богатырская сила которого, полученная несомненно духовным путем от старцев-калик перехожих, намекает на мощь Тельца и его самоотдачу. Илья Муромец стал сильнейшим из богатырей ради благой миссии единения Руси и ради освобождения ее от захватчиков. Как и другие былинные богатыри (Добрыня Никитич, Микула Селянинович), он не просто тешится геройством: а претворяет в жизнь высшую волю, воплощая то, чему должно свершиться. Богатырь ничем не заслужил свой дар: он просто получил его — и так же просто отдает его людям, как это делают и сказочные мудрецы. 

VI-й аркан. БРАТЬЯ — "Семь Симеонов". Это типичный сюжет сказки, где несколько братьев на одно лицо (или друзей), обладающих разными способностями, объединяют свои усилия в одно целое, что соотносит их с мифологическим образом Близнецов. Совместно они совершают невыполнимое порознь предприятие (в русской сказке на корабле из-за моря добывают Елену Прекрасную; а в аналогичной китайской пять братьев Лю, похожих друг на друга как пять пальцев руки, одолевают козни коварного мандарина). 

Такой образ в психологическом смысле символизирует слияние воедино душ разных людей — до развития способности взаимозамещения. Это практический союз и контакт в более широком смысле, чем в символике любви двоих возлюбленных (Адама и Евы) на популярной карте Таро (хотя и там может быть отмечен момент взаимообмена качествами, как в колоде А.Кровли). Вспомним, что более старые картинки подчеркивают разные варианты взаимодействия не двоих, а троих людей, и речь идёт не столько о самой любви, сколько о динамике этого взаимодействия. 

VII-й аркан. СОЛДАТ (РАСПУТЬЕ) — "Заколдованное царство". Бравый солдат стоит в карауле три ночи, стойко выдерживая атаки нечистой силы — и его храбрость побеждает ее, оживляя заколдованное ими царство.— Солдат: в сказках символ бесстрашия и независимости — напоминает Колесничего традиционной карты, бесстрашно едущего по полю боя, без поводьев: чисто изнутри — правя колесницей судьбы. (Аналогичен сюжет сказки "Огниво" Андерсена, где солдат побеждает ведьму и подчиняет себе огромных собак). 

Одушевить мир вокруг, в мертвом и нечистом разглядеть чистое и живое — задача знака Рака, которому сопоставляется эта карта. Он символизирует внутренние фильтры души, сдерживающие то, что не должно существовать, чтобы дать ход тому, что должно жить. Мир предстает тем более прекрасным, чем более душа способна воспринять его гармонию — расшифровать, расколдовать ее. Но для этого она должна без страха открыться его проявлениям, не убегать от них — что и составляет проблематику знака Рака и этой карты. 

VIII-й аркан. ЗАСЛУГИ (ПРАВДА-ИСТИНА).— Это сказки о поиске истины: правды, добра и справедливости, и о победе, залогом которой служит личное совершенствование героя, что соответствует образу карты правосудия, соотносимой по системе последовательности знаков Зодиака со знаком Льва — центральному аркану человеческого совершенства. В отличие от сказок о борьбе Ивана со Змеем/Кощеем (IV-й аркан), где герой заранее обладает всеми необходимыми положительными качествами для своего подвига, этой карте будет соответствовать сюжет, когда персонаж сам приобретает необходимые навыки и вознаграждается согласно этому. 

Правда, может показаться, что сказания такого типа, носящие моральный оттенок, в современном обществе не очень популярны. Поэтому сошлемся на всем известную сказку, описывающую сценарий личных заслуг, открывающих новое видение мира и его возможностей. Это "Волшебник изумрудного города". Разум, который ищет Страшила, любовь сердца, которого добивается железный Дровосек, и храбрость, которую обретает трусливый Лев,— всё это добродетели огненной стихии, которые символизирует знак Льва. 

Здесь характерно, что когда герои преодолевают препятствия пути и приходят к цели — волшебнику Гудвину, чтобы тот дал им искомые качества, маг говорит, что они уже обладают ими: они выработали их по дороге. И даже девочка Элли, которая искала Гудвина, чтобы попасть домой, оказывается, с самого начала могла сделать это сама: с помощью своих волшебных туфелек. Великий маг признается, что все его волшебство — в том, чтобы раздать зеленые очки обитателям города: чтобы жизнь стала красивее. А в остальном каждый получает от жизни то, что он заслужил. 

IX-й аркан. ЗАТВОРНИЦА — "Золушка". Мы здесь рискнули поменять образ с мужского (Отшельник традиционной колоды) на женский, более соответствующий зодиакальному образу Девы и мифологии хозяйственных богинь урожая (Деметры и Персефоны, чей эпитет Кора означает Дева). В сказке трудолюбие и скромность, самоотверженность до конца, присущую знаку Девы, венчает свет любви. Так внутреннее совершенство, рождающееся вдалеке от людских глаз и порой не знающее о себе самом, встречает неожиданное признание людей. И внутренняя состоятельность человека в обществе порой тем больше, чем дольше он был независим от него и сосредоточен на своей работе: чем более он, в своем затворничестве, успел выработать в себе то, чего у других нет. 

В сюжете этой сказки важным оказывается также контроль за временем, присущий богиням архетипа Девы, как соблюдение естественного порядка, без которого невозможно волшебство жизни (преображение Золушки в прекрасную принцессу). Аналогичный сюжет трудолюбивой падчерицы, вознаграждаемой по заслугам,— в сказке "Двенадцать месяцев", главный эпизод которой: нарушение природного порядка (времен года) и восстановление его — обращает нас к центральным мифологическим сюжетам данного архетипа (например, похищение Персефоны и её возврат). 

X-й аркан. ВЕРЕТЕНО — "Пряхи у проруби". Спустившись в прорубь за потерянным веретеном (которое ассоциируется с вращением Колеса Фортуны традицинной карты Таро), добрая девушка получает ларец с огромным богатством за свои небольшие услуги, которые она оказывает с охотой; злая и нетерпеливая — сундук с дегтем. 

— Так действует общественная планета Юпитер, неожиданно щедро вознаграждая за добро и столь же сильно карая за упущения. Эта карта демонстрирует связь случая и закономерности. Возможности, предоставленные героиням, одинаковы: с точки зрения божественной, юпитерианской справедливости, каждый человек может заслужить свое счастье — но делаем ли мы физические и моральные усилия заслужить его? Существует много вариаций этого сюжета — например, всем известная сказка "Морозко". 

© Семира 
Источник 

Категория: Таро и сказка | Добавил: bontaro (01.04.2015)
Просмотров: 2112 | Теги: Таро, сказка, архетип | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость