Бонтаро

Статьи

Главная » Статьи » Таро и сказка

Сказочное Таро, часть 1 Старшие арканы-2

XI-й аркан. УКРОТИТЕЛЬ — "Кот в сапогах". Рядом с ним представляется ужасный лев-людоед, в лапе — маленькая мышка. Как укротительница, лаской обуздывающая льва на традиционной карте Таро, Кот в сапогах в совершенстве воплощает навыки культурного взаимодействия Весов. Зная, как лучше всего их применить для достижения успеха, он, подобно животным-помощникам древних мифов, помогает человеку-хозяину преодолеть все преграды, поднявшись до вершин общественного положения. Так он завязывает дружеские отношения с королем, вовремя оказывая ему полезные услуги, и не нападает на людоеда, когда тот становится львом, а просит его превратиться в мышку. Овладеть такой дипломатией — непростая задача. Но именно культурные методы деятельности дают наивысший результат. 

Знак Весов — мужской знак, и если хозяйственная деятельность Девы архетипически женская, то культурная дипломатия — скорее мужское дело, поэтому опять же логично поменять пол главного героя карточного сюжета. Хотя, можно найти сказки и с аналогичным женским образом: в роли укротительницы дикой природы предстает, например, Маша из сказки "Маша и медведь": которая придумывает, как сделать, чтобы медведь сам донес ее до бабушки и дедушки. 

Сказок, где животные становятся помощниками человека, часто эпизодическими, довольно много. И характерно, что в этих сказках животные помогают герою из своих собственных побуждений — но обычно потому, что он располагает их к себе по-человечески гуманным культурным поведением: прежде всего, не идет наперекор их первой просьбе (например, не убивает их или спасает их детенышей). В сказке "Кот в сапогах" герой шьет коту сапоги на последние деньги, и даже Маше медведь согласился помочь отнести пирожки ее родным за заботу о нем. Забота о младших и низших по положению возвышает человека, поднимает его собственный статус и представление о себе. 

Смысл архетипической идеи XI аркана и знака Весов — чем более люди будут заботиться об окружающей экологии природы и человеческих отношений, тем более они будут людьми. Когда же они не прислушиваются к ее тихим ненавязчивым советам и злоупотребляют ею, хотя бы немного (например, Иван-царевич, не слушая своего помощника волка, похищает жар-птицу вместе с клеткой, а коня — вместе с уздечкой и т.п.) — это ведет к неожиданно тяжелым неприятностям. Исправить их герою удается только ценою новых подвигов, учась доверять советам своего младшего помощника. 

XII-й аркан. ВОДЯНОЙ (УТОПЛЕННИК) — "Садко". Игра Садко на гуслях так нравится Морскому царю, что тот волной смывает купца с корабля и уносит в подводное царство. Там он просит гусляра поиграть еще, и чем более Садко играет, тем более разыгрываются волны. Морское царство пускается в пляс, а в море тонут корабли — и тогда певец, чтобы не прогневать морского царя и прекратить братоубийство, обрывает струны гуслей. Морской царь или Водяной — русский аналог Нептуна — возвращает его на землю невредимым. 

Садко оказывается жертвой ситуации, временно выпадающей за грань нормальной жизни. Но, согласно мягкому влиянию планеты Нептун, нельзя сказать, чтобы это было неприятно: его гостеприимно принимает подводное царство — психологический аналог бессознательных сфер. (Можно вспомнить, что и на традиционной карте Жертва подвешена в свободной позе на цветущей изгороди). Садко неслучайно попадает в морской дворец, где был мало кто из людей: его мастерство и раньше нравилось Водяному, который и помог бедному гусляру стать купцом. Хотя это происходит стихийно: царь-Нептун, отрывающий купца от дел, когда тот везет товары в Новгород, иногда заставляет нас расслабиться в самый непредвиденный момент (вспомним, что он заведует и болезнями). 

Психологически актуален может оказаться и центральный драматический поворот сюжета: несмотря на чудеса и красоты подводного мира, Садко вынужден прервать эйфорию праздника: чтобы успокоить не на шутку разгулявшуюся стихию, таящую в себе разрушение внешней жизни. 

Ту перевернутость, которую вызывает в сознании планета Нептун, можно сопоставить и ещё одной легенде: "Сказанию о невидимом граде Китеже", исчезнувшем под водой, чтобы не достаться врагу, и являющемся людям лишь как отражение земного города. Подобно этому, часто не имеет очевидного земного воплощения духовная реальность, которую символизирует архетип Нептуна. Но она несомненно переворачивает привычные социальные представления, заставляя взглянуть на мир с иной позиции. 

XIII-й аркан. БАБА-ЯГА (ВЕДЬМА), КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — персонификации Смерти. Суть сказочного сюжета здесь в том, что смерть стремится отобрать у жизни ее ценности, но они возвращаются тем, кто воистину любит и отвоевывает у смерти то, что ему дорого. Так в сказке "Гуси-лебеди" смерть предстает в образе Бабы-Яги, похищающей у девочки маленького братца, чтобы зажарить его и съесть — но той удается найти его и спрятать от преследований злых сил. 

В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" смерть оборачивается ведьмой, погружающей царевну в вечный сон отравленным яблоком, которую спасает ее жених. Подобно этому в "Спящей красавице" злая колдунья предвещает родившейся малышке смерть от укола веретена, пока ее не разбудит прекрасный принц. 

Что бы ни было причиной смерти: естественный ход событий или яд зависти или обиды — любовь побеждает её, имея потенциал на возрождение. Но сама смерть драматична, и тем более неизбежна, чем более она естественна. Из старых сказок этот драматизм описывает "Снегурочка": где весеннее пробуждение природы (огонь чувства — в варианте Римского-Корсакова) губит возможность прежнего, спокойного существования. 

Регенерация — проблема знака Скорпиона, соответствующего этому аркану. И здесь наиболее яркий сказочный образ — конечно, Кощей бессмертный — где смерть и бессмертие сомкнулись, образовав дилемму: а нужно ли бессмертие, если оно не не содержит обновления жизни? На традиционной карте позитив смерти в том, что она несёт в себе возможность обновления жизни, разрушая отжившее и выступая как стимул трансформации жизненного процесса. В сказках, конечно, образы смерти не окрашены позитивно — хотя такую окраску рисунку может дать образ заколдованной Василисы, которая дожидается в темнице, пока её не выведет из подземного царства Кощея на белый свет Иван-царевич. 

XIV-й аркан. ДЖИН — "Алладин и волшебная лампа". Джин наиболее соответствует карте "Алхимия", заведующей творческим преобразованием видимой, окружающей жизни на основе скрытого внутреннего процесса трансформации. Джин являет сказочный образ каббалистического "мирового существа", исполняющего желания тех, кто его создает и составляет.— Но добыть чудесный предмет, дающий власть своему владельцу, и стать повелителем джина, способного воплотить в жизнь любой проект, может лишь Алладин, персонаж с чистой по-детски душой, не использующий свою реализационую власть в корыстных целях господства. Богатство нужно Алладину, чтобы взять в жены дочь султана, которую он любит,— но вовсе не для того, чтобы возвыситься над другими и самому стать владыкой. 

В современной детской литературе образ джина ассоциируется со сказкой "Старик Хоттабыч". И в ней все колдовство, нацеленное на исполнение субъективных желаний, терпит откровенную неудачу (например, Хоттабыч стремится Вольке богатства, от которых тот оказывается). Перспектива Хоттабыча — стать волшебником в цирке, где его способности не могут принести никому вреда: но лишь видимым образом привносят в мир чудеса. Образ рядового работника, доводящего свои идеи до конечной, бытовой реализации, когда не приходится вновь переделывать сделанное,— вершина Стрельца, знака этой карты. Ведь цель этого знака — воплотить идею, и сделать это хорошо: лучше всех! 

XV-й аркан. ВЛАСТИТЕЛЬ ТЬМЫ (ЧЁРТ). Традиционно это образ князя мира сего: властелина мира материи, а потому тьмы — который символизирует знак Козерога, самого темного времени года.— Властителями материальных богатств часто выступают в сказках черти, заинтересованные в том, чтобы в обмен на него отобрать душу у людей. Но в сказаниях русского народа, особо не нацеленного на приобретение богатств (которое поэтому скопилось лишь у пяти процентов населения), черти не столь страшны, как в западных. Можно вспомнить "Балду" Пушкина, где герой дурачит чертей, как во многих русских сказках. Скупость попа здесь подчеркивает зодиакальную характеристику Козерога. Но деньги, полученные с чертей, похоже, вовсе не интересуют Балду, воплощающего в опозицию попу яркий водолейский, уранический образ (карта Дурака - Шута). 

Примирившись с мыслью, что образ ужасного Дьявола, обещающего людям горы золота, в русском менталитете не прижился (хотя это может быть трагический образ, как у Врубеля или Лермонтова, когда в нём подчёркивается одиночество и творчески-созидающее начало, свойственное Козерогу), можно вернуться к образу Кощея, по-пушкински изобразив его на кованном сундуке со златом, таящемся в его подземном царстве,— и оставив скорпионий образ смерти Бабе-Яге. 

Но на роль жестокого владыки несметных сокровищ можно найти и других персонажей известных сказок. Это например, одноглазый атаман из сказки "Али-баба и сорок разбойников" (вспомним, что название буквы XV аркана — "глаз"). Пещера — область тьмы (скрытого), и недаром ее хозяин — атаман разбойников, нечестивым путем отнявший свои сокровища у явной, светлой жизни. И даже честный Али-баба вынужден их скрывать: что провоцирует дальнейший драматизм сюжета. Как и в случаях попадания в подземные чертоги смерти, для героя здесь важно найти не столько богатство, сколько выход из той пещеры, где оно было спрятано. Тайное сокровище не приносит радости: для богача или бедняка, честного человека или разбойника, оно таит в себе опасность и служит причиной проблем. Оно должно быть открыто миру или утрачено. Здесь можно вспомнить и "Остров сокровищ", со всеми неприятностями, которые принес и пиратам, и положительным героям зарытый клад. 

В детской литературе мы можем найти ещё один интересный образ всемогущей властительницы, по-козероговски зимний — это Снежная королева. Она правит замкнутым царством холода и льда, куда попадает Кай, полагаясь лишь на свой прагматический интерес и пренебрегая любовью и радостью жизни, как это нередко свойственно представителям знака Козерога. Героя, прицепившего свои маленькие салазки к летучим саням Снежной королевы, здесь увлекает отдаленная цель, достойная того, чтобы ради нее забыть привычное и близкое: недаром Кай в ледяном царстве складывает изо льдинок слово "вечность". Но жизнь в своих естественных проявлениях гибнет: как вянут розы, которых коснулось дыхание Снежной королевы. 

Утраченное тепло и полноту жизни герою возвращает заботливая любовь сестры. Так и от черта героев, попавшихся к нему на удочку, в западных сказках нередко спасают родственники: скажем, старших братьев младший брат, лишенный их корысти. Тема родственной взаимовыручки — тоже сфера Козерога, символизирующего "карму" семьи. 

XVI-й аркан. РАЗРУШЕНИЕ (МОЛНИЯ). Этот аркан отражает разрушение достижений прошлого и его оков, должное высвободить внутренние силы на новую жизнь — которое символизирует планета Марс. Такой процесс служит финалом сказок о Кощее Бессмертном: когда герой ломает иглу — скрытую в яйце смерть Кощея — и вместе с этим рушится замок Кощея и рассыпаются во прах чары его царства. 

Разрушение мира, обычного и тем более волшебного, строимого предыдущими арканами, очень отражает образ старухи у разбитого корыта в "Сказке о рыбаке и рыбке" — где сделан моральный акцент на внутренних причинах такого разрушения, как обычно это и трактуется в картах Таро. Ведь хотя волшебство рыбки помогает старухе обрести все желанное, внешние перемены судьбы никак не меняют ее внутреннего существа. Так и человечество (технократическое общество) сегодня стремится к беспредельной экспансии, которая ограничивается лишь у самого истока существования. 

Старуха из сказки не может подчинить себе вечность, которой она живет и дышит, и это кладет предел ее материальному захвату. Захотев давать волшебной рыбке человеческие приказы, она отвергает ее невидимую непостижимую помощь и остается наедине со своей человеческой нищетой. 

Интересно, что в сказке Пушкина проступает образ целостности и единой жизни мира, и одушевленным действующим персонажем у него является не только Рыбка, но и море. С каждой следующей просьбой старухи оно меняет свой цвет и становится все более грозным — видимым образом проявляя реакцию высших сил (Природы, Бога) на ее экспансию. 

Когда мы возвращаемся к истоку, история и судьба начинается сначала. В этом и позитив данного аркана, тема которого — не просто разрушить прежнее, но указать путь к будущему. 

XVII-й аркан. ВОДА ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ.— После разрушения до основ (предыдущего аркана) следует возобновление жизни на новом фундаменте. Живая и мертвая вода — частый атрибут сказок (здесь нагляден будет, например, образ старца Финна, оживляющего Руслана, коварно убитого Фарлафом в поэме "Руслан и Людмила").— И традиционный символ знака Водолея, который символизирует эта карта. Мертвая вода зарубцовывает раны материи, живая вдувает в нее дух. Вечная свободная взаимосвязь, взаимопроникновение материи и духа, неорганического Космоса и живой природы — тема этого аркана, где девушка одушевляет пустынную планету живой водой космических сфер. Небесное отражается в земном, и земное влияет на небесное — так бесконечность космоса служит залогом вечности жизни, питая мечту о воскрешении и бессмертии героя сказки вопреки драматизму земных событий. 

Воплощение мечты — задача Водолея: оно становится возможным тогда, когда мысль и душа как зеркало отражает мир (а не собственные притязания и проблемы). Так на традиционной карте звезда идеи отражает себя в чистых водах земли. А если поймать современный образ, по-водолейски чудесное исполнение мечты описывает советская сказка "Цветик-семицветик", где наилучшим проектом использования лепестков волшебного цветка оказывается бескорыстное желание девочки помочь больному мальчику (остальные ее просьбы к цветку не оставляют в мире заметного следа). Эта сказка учит, что власть воплощения надо использовать с умом: достойна ли идея ее реализации? Можно вспомнить, что звезда карты Таро также семиконечная: это символ семи разных планет, смешение влияний которых образует материю жизни. 

XVIII-й аркан. ЧУДЕСА (ПОЛНОЛУНИЕ). Образ полной Луны в нашем подсознании, фильмах и мульфильмах связан с эмоциональными глубинами, погружение в которые обнаруживает магию всего происходящего. Этот аркан, соответствующий знаку Рыб, описывает течение истории и эволюции и невидимое участие в этом процессе рационально недоступных нам сил — которое вызывает к жизни все формы и незаметно помогает их существованию. Сумеречный фон бесконечной смены форм на традиционной карте может нести ощущение бесполезности происходящего: этот мир лишь сон. 

Однако в сказках тема чудесной помощи невидимых сил обычно раскрывается позитивно — рисуя, например, образ Емели со щукой в руке в сказке "По щучьему велению, по моему хотению". Ведра, сами идущие домой, и сани, едущие без телеги, описывают естественные желания человека. Щука-Луна здесь выступает в своем обычном образе проводника воли естества (воли природы), который непосредственно помогает реализации человеческих намерений, когда они экологичны и не наносят ей ущерба. Задача Емели — освободить поток жизни (щуку), не препятствовать ходу вещей: остальное воля этого потока сделает сама (здесь уместна пословица: лень — двигатель прогресса). Эмоционально отражает Луну и образ плачущей царевны-Несмеяны: которую Емеле удается развеселить опять же волей высших сил. 

XIX-й аркан. ЖАР-ПТИЦА — "Конек-горбунок". Конь и жар-птица — характерные символы летящего по небу Солнца. Карта Таро, рисующая светило нового дня, символизирует призыв к творчеству новой жизни. 

Обновление жизни происходит через творческую реализацию человека: раскрытие его индивидуальных способностей. Этот процесс в полной мере описывает сказка Ершова, где Иванушка, перед тем как стать царем и писанным красавцем: то есть и свой социальный статус и даже свою природу, подобно мифологическим героям, совершает ряд подвигов: настигает солнечную кобылицу, ловит жар-птицу, привозит в родной город царь-девицу, достает со дна моря ее кольцо и освобождает кита. При этом он использует знания и физическую выносливость своего неутомимого спутника, всезнающего конька-горбунка. Постоянство энергии и всеведение — архетипические черты светила, и недаром в астрологии оно соотносится с сердцем — которое выступает лучшим советчиком человека и, пока он жив, никогда не останавливает своего движения. 

XX-й аркан. СУД (ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ). Эта карта показывает радикальный, революционный переход к новому укладу жизни. Поэтому на ум прежде всего приходят "Чиполлино" или "Три толстяка": современные сказки здесь — о революции. Если собраться всем вместе, внутреннее слиться в едином порыве, мощь планеты Плутон, отвечающей за коллективные энергии, мобилизуемые взаимодействием людей, даст возможность осуществить назревшие преобразования. 

Но чтобы возникло столь тесное взаимодействие, и энергия "пошла", нужна идея, которая могла бы объединить всех, затронув глубинные эмоции людей. И нужен лидер-провокатор, который сумел бы разбудить восприятие этой идеи, пробуждая к движению спящие пласты коллективного сознания. Такую роль играют вызывающий слезы горький лук-Чиполлино или сеющий смуту оружейник Просперо. Ситуация карты вызывает раздражение и дискомфорт до тех пор, пока не будет достигнута гармония глубинного единения. 

Более спокойный и привычный сказочный образ пробуждения от смерти — жених (царевич, принц) будит от смертного сна поцелуем свою возлюбленную ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Спящая красавица" или "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", где ведьма, утопив Аленушку в реке, незаконно занимает ее место и приказывает погубить её братца-козлёнка: но правда выходит на свет, и Алёнушку воскрешает её жених, а селяне, объединившись, убивают ведьму). 

Сюжеты этих сказок о том, что за настигающей опасностью неминуемой гибели следует возрождение к жизни и счастью. Однажды можно избегнуть рока бегством: подобно царевне, которая из-за преследований мачехи покидает отчий дом и находит пристанище в лесу. Но дважды это не удается: ситуация должна обостриться до предела, вызвать тягчайший конфликт — только тогда она разрешится. Лишь глубинный драматизм жизни (яд отравленного яблока, игла прялки) пробуждает силы на радикальное изменение окружающих обстоятельств — что и соотносит эти сказки с сюжетом XXI аркана. 

XXI-й аркан. ДОМ (ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ) — архетипически близки образ своего дома, Земли и Вселенной — как показывает М. Элиаде[3], для древних мировая ось часто проходит через их дом, и родные места мыслятся центром мира. В астрологии эту идею символизирует новый управитель этой карты — Сатурн, но в связи с образом родного дома можно вспомнить и прежнего управителя — Луну. И наиболее простым сказочным отражением карты будет "Теремок" (или "Рукавичка", из которой звери сделали себе избушку). Лунную динамику XXI-го аркана и нашего земного дома отражает идея сказки: сколько не построено, всегда можно еще достроить; и сколько народу не поместилось в домик, можно вместить туда еще. 

Хотя есть и то, что кладет этому предел: Сатурн — принцип конечности всего. И время, и пространство безграничны (как это отражает танец танцовщицы-Вселенной на традиционной карте), и все же законы Вселенной ограничивают нас. То, что произошло, уже не исправить: но прошлое служит фундаментом будущему, и все события — ступеньками формирования жизни. Именно эта поступательность формирует бесконечность перспективы (лунную преемственность передачи жизни по цепочке рождений и традиций), наряду с конечностью реальных сатурнианских достижений на данный момент (как обычно трактуется эта карта). 

Из современных сказок картинку мироздания рисует "Маленький принц" Сент-Экзюпери: его долгое путешествие во Вселенной должно окончиться на родной планетке. На земле миллиард цветов, но Маленький Принц должен вернуться в свой дом и жить ради своей Розы, для него единственной на свете. В этом основа его существования — фундамент жизни, который строит планета ограничения Сатурн. 

© Семира 
Источник 

Категория: Таро и сказка | Добавил: bontaro (01.04.2015)
Просмотров: 1053 | Теги: Таро, сказка, архетип | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость